Развитие СОНКО и социального предпринимательства в Удмуртии.
Удмуртская Республика – регион с развитой промышленностью. В Удмуртии самая высокая в России концентрация оборонных предприятий, богатые запасы нефти. Крупнейшие промышленные предприятия: АО «Концерн «Калашников», АО «Ижевский механический завод», АО «Ижевский мотозавод Аксион-холдинг», АО «Воткинский завод», ПАО «Удмуртнефть», АО «Белкамнефть», АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», АО «Чепецкий механический завод», группы компаний «Ижевский радиозавод», АО «Сарапульский электрогенераторный завод», АО «Сарапульский радиозавод», ООО «Объединённая автомобильная группа», ПАО «Ижнефтемаш», ПАО «Редуктор», КОМОС ГРУПП, ПАО «Мечел», АО «Элеконд" и это далеко не весь список.
Доминирующее положение среди предприятий современных форматов занимает сетевая торговля. Крупнейшими по числу магазинов являются сети: АО «Тандер» (”Магнит”), ООО «Вкусный дом», ООО «Альфа Ижевск» и ООО «Бета Ижевск» сеть магазинов «Красное и белое», АО «ТД «Перекресток» «Пятерочка», ТД Удмуртпотребсоюза, АО «Корпорация предприятий «Центр», ООО «Оптима», «Евросеть», «Связной», «Фармакон» и другие сети.
Активно работают и получают прибыль, предоставляя финансовые услуги населению и организациям в Удмуртии «Сбербанк», «Альфабанк», «ВТБ» «Ижкомбанк», «БыстроБанк» и многие другие.
По данным Удмуртстата, экономика Республики в первом полугодии 2022 года показывала положительную динамику по большинству пунктов. За январь-июнь в промышленном производстве отмечается рост на 8,3%. Добывающие отрасли также выросли на 8,3%, обрабатывающие производства - на 11,4%.
Казалось бы, при таком потенциале предприятий, разместивших в Удмуртии средства производства, качество жизни населения, которое и обеспечивает функционирование этих предприятий должно быть на европейском уровне. При этом, по данным «РИА Рейтинг», в 2021 году Удмуртия занимает лишь 56 место в рейтинге регионов по качеству жизни населения.
Как следует из доклада «О состоянии гражданского общества в Удмуртской Республике в 2021 году», опубликованном на сайте Общественной палаты Удмуртской Республики целевые поступления в СОНКО от российских физических лиц в 2020 году составили 21% от всех поступивших средств, при этом целевые поступления в СОНКО от российских коммерческих организаций составили всего 17%, что свидетельствует о низкой социальной активности бизнеса в Удмуртии и вовлеченности в социально значимые проекты региона.
Производство на крупнейших предприятиях Республики часто связано с рисками для жизни и здоровья граждан Удмуртии, в том числе - нарушения экологии, городской инфраструктуры, загрязнения окружающей среды.
Анализ исследования официальных сайтов компаний, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики показал, что в большинстве случаев информация на сайте компании о деятельности в области корпоративного гражданства отсутсвует. Часть компаний проявляют заботу о своих трудовых коллективах, но забывают об интересах населения, и развитии общества. Практически у всех региональных компаний отсутствует утвержденная политика социальной ответственности, бюджет и плановая работа как того требует Международный Стандарт ISO 26000.
Как показывают опросы населения, жители Удмуртской Республики не удовлетворены деятельностью компаний в области их социальной ответственности. По мнению большинства респондентов, хозяйственная деятельность компаний в основном направлена на извлечение прибыли, часто в ущерб интересам граждан. Опросы работников некоммерческих организаций (НКО) говорят в основном об отсутствии интереса топ менеджмента компаний к вопросам корпоративного гражданства, улучшения социальной среды, развития территорий, заботе о социально уязвимых группах населения.
Вместе с этим, следует отметить, что в Удмуртской Республике есть руководители и собственники компаний, которые понимают актуальность и важность социального инвестирования, жертвуют достаточно большие средства на благотворительность, но таких, к сожалению, очень мало.
Многие представители бизнеса Удмуртии выражают свою заинтересованность в социальном партнерстве, но не видят интересных для них социальных проектов в которых хотели бы участвовать. В свою очередь, отсутствие интересных, креативных предложений обосновывается тем, что рынок социальных услуг в Удмуртии еще начинает формироваться, отсутствуют наработанные механизмы реализации социальных проектов. СОНКО и социальное предпринимательство в Удмуртии только начинают обретать свою устойчивость и нуждаются в помощи государства и бизнеса.
Как следует из доклада Министерства экономики Удмуртской Республики о состоянии, проблемах и перспективах развития социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Удмуртской Республике в 2021 году проводимая в республике работа по поддержке СОНКО получила высокую оценку Минэкономразвития России в 2021 году - Удмуртия в рейтинге регионов по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО заняла 30 место. Удмуртия по количеству СОНКО находится на 8 месте (1492 ед.) в ПФО (аналогично итогов 2019 года).
Общий объем субсидий, предоставленных СОНКО из средств регионального бюджета в 2021 году, составил 376 199,7 тыс. рублей, что на 9,4% меньше объема прошлого года (в 2020 году - 415 218,8 тыс. рублей). При этом на 28,4% увеличилось количество СОНКО, получивших финансовую поддержку (в 2021 году - 113 СОНКО, в 2020 году - 88 СОНКО). Указанные субсидии предоставляются как целевым способом (в 2021 году - 311 749,25 тыс. рублей, в 2020 году - 359 850,51 тыс. рублей), так и на конкурсной основе (в 2021 году - 64 450,5 тыс. рублей, в 2020 году – 55 368,3 тыс. рублей). Увеличение субсидирования в рамках проводимых конкурсов указывает на рост доступности СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.
Тенденцией последних лет является возрастание роли муниципалитетов в решении задач развития рынка услуг в социальной сфере, так как именно на «местном» уровне чаще всего происходит непосредственное взаимодействие граждан, организаций и органов власти. В то же время проводимые опросы показывают, что более 60% населения не знают о деятельности СОНКО, проводимой в их муниципалитетах.
Значительные экономические, социальные и экологические потрясения последних лет заставляют пересмотреть устоявшиеся практики ведения бизнеса и принципы организации социального сервиса как в Республике, в целом, так и в каждом муниципальном образовании Удмуртии.
Концепция корпоративной социальной ответственности, определяющая новый подход к управлению предприятием, с каждым днем вовлекает в сферу своего влияния все большее количество компаний по всему миру. В республике они так же должны быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами развития территорий и инновационным развитием. Слабая организация социального партнерства власти, бизнеса и общества может привести к нарушению общественных интересов в области экологии, градостроения, и как следствие, к существенному снижению качества жизни граждан и социальному взрыву.
Президент Российской Федерации часто поднимает вопросы о корпоративной социальной ответственности компаний в условиях экономических трудностей, рассматривая её как инвестиции в репутацию, которые позволяют завоевать доверие общества и развить устойчивый бизнес. Вызванные кризисом испытания доказали важность социальной ответственности компаний, заявил президент России Владимир Путин на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности.
Из выступления Президента России на Пленарном заседании съезда РСПП 16 марта 2023 года.
"Предприниматели в России всегда, хочу это подчеркнуть, всегда – и в дореволюционную эпоху, и в последние десятилетия – играли большую созидательную роль, брали на себя большую ответственность в вопросах развития и освоения территорий, социального обеспечения, образования, здравоохранения, инфраструктуры, благотворительности, по праву гордились этим, и они составляли гордость нашей страны. Многие вошли в историю, имена многих на слуху до сих пор.
И сегодня мы видим примеры такого достойного отношения к делу, к высокой миссии предпринимателей, которым не всё равно, где, в каких условиях работают их компании, их люди, их специалисты, которые направляют свой предпринимательский талант – а это действительно талант – не только на извлечение какой-то выгоды, на сверхпотребление, но и на общественное благо. Вместо работы в офшорах и вывода полученных здесь средств на вещи, прямо скажем так, не первой необходимости, запускаются специальные программы поддержки сотрудников и членов их семей. Наравне с региональными властями направляются средства на дороги, больницы, спортивные и культурные объекты. Словом, делают жизнь всех вокруг лучше. Таких инициатив, приносящих реальную пользу людям, должно быть больше, и подобные проекты должны быть интересными, разумеется, посильными и крупному, и среднему, и малому бизнесу, и субъектам Федерации, если осуществлять эти проекты совместно. Государство будет всячески поддерживать ответственный бизнес, тех, кто готов бороться и за своё дело, и за благополучие своих коллективов, людей, которые у вас работают, за благополучие всех граждан России.
Компании, которые нацелены не на краткосрочный результат, а на стабильное развитие на многие годы вперёд, кто вкладывает ресурсы в исследования и разработки, в создание собственных технологических платформ и торговых марок, – эти компании, безусловно, должны и будут поддерживаться, – те, для кого долгосрочная репутация и доброе имя – это не пустой звук, а большая ценность. Именно они и являются компаниями, которые имеют стратегический взгляд на будущее.
Как уже сказал, нам важен бизнес, который заботится о трудовых коллективах, о своих сотрудниках, создаёт комфортные условия для работы и инвестирует в развитие знаний и навыков специалистов, уделяет особое внимание их семьям, детям, хорошо понимает, что благополучие семьи – это основа демографического развития, роста рождаемости, продолжительности жизни. В конечном итоге это снижает издержки компаний, если уж сказать примитивно, и улучшает условия деятельности, ведёт к большим и лучшим результатам.
Ответственный бизнес не отделяет себя от населённого пункта, региона своего присутствия, активно участвует в их развитии, вместе с государством вкладывается в школы, университеты, систему образования, здравоохранения, во все сферы, которые очень важны, чувствительны для граждан, поддерживает социальные программы.
Несомненный приоритет всё-таки – это забота об окружающей среде. Нужно заниматься не только повышением экологичности предприятий, но и сокращать накопленный вред природе, помогать региональным властям в проектах по улучшению экологии. И главное, ответственный российский предприниматель – это настоящий гражданин России, своей страны, гражданин, который понимает и действует в её интересах, не прячет активы в офшорах, а регистрирует компании здесь, в нашей стране, не попадает в зависимость от чужих властей.
Мы все должны понимать, что здесь основа нашего существования и будущее наших семей, наших детей. И только при этом понимании бизнес будет приносить удовлетворение, человек сможет себя полностью реализовать.
Уверен, чем больше наших бизнесменов будет разделять эти ценности, тем сильнее будет Россия, тем крепче станет наша экономика, тем быстрее будет меняться к лучшему жизнь вокруг нас и, конечно, тем большим авторитетом, общественным уважением будут пользоваться предприниматели.
Предлагаю учредить специальную премию для наиболее ответственных отечественных компаний и уже в следующем году в рамках съезда РСПП наградить её первых лауреатов.
Кроме того, предлагаю подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчётности для крупных предприятий. В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного посёлка, города, региона, для своей страны. Я знаю просто: подавляющее большинство, практически все имеют такие социальные программы, но о них знают только в узком секторе. Давайте сделаем это достоянием всего общества. Это пойдёт всем на пользу и будет хорошим примером для всех. Широкое раскрытие такой информации, таких историй созидательного труда позитивно скажется на авторитете всего российского бизнеса, а в конечном итоге и на его рыночных и общественных позициях."
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1284-р от 28 июня 2017 года http://government.ru/docs/28227/ утвержден перечень показателей для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства. Формирование такого рейтинга позволит представить ясную картину состояния социальной сферы во всех субъектах Российской Федерации, выявлять субъекты РФ с лучшими практиками в этом направлении.
В России институт импакт-инвестирования набирает обороты. Мы движемся к «экономике духа», где покупатель, понимая сопричастность компании к повышению качества жизни в регионе делает ее продукт более коммерчески успешным и позволяет бренду развиваться. Именно поэтому для бизнеса сегодня очень важно участвовать в различных социальных, в том числе, благотворительных проектах.
Импакт-проект всегда привязан к конкретному региону, так как всегда направлен на конкретные социальные группы. В этой точке сходятся интересы бизнеса власти и общества, где импакт- проектирование становиться необходимостью. В связи с этим импакт-проекты должны быть вписаны в общие процессы преобразований Республики на муниципальном и региональном уровнях. Развитие импакт-проектирования является таким же показателем инвестиционной привлекательности региона, как и производственные и промышленные показатели.
Международные принципы ESG, основанные на экологии (Environmental), социальной политике (Social) и корпоративном управлении (Governance), приобретают все большую популярность в современной повестке российских компаний. В настоящее время в России ESG - это не просто модный тренд и не эфемерный призрак грядущего дня. Это действительность современного бизнеса, без которой невозможно достичь экономического роста и построить благополучное будущее. Теперь залог успеха компании смещается в сторону ответственного ведения бизнеса с заботой о человеке и природе.
Следование принципам ESG способствует более эффективному достижению компаниями их стратегических целей, так как позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции в создание благоприятного социального окружения. Таким образом, бизнес реализует свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивом развитии. Продуманная и эффективно работающая ESG политика организации позволяет не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность Республики, но и способствует повышению устойчивости бизнеса, обеспечивая компании:
Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит обществу Удмуртской Республики:
Социальное партнерство позволяет смягчить противоречия между интересами общества, бизнесом и властью, мотивировать бизнес для решения социальных задач, предоставив ему налоговые преференции. Решение стратегических задач по развитию социального партнерства обеспечит органам публичной власти Удмуртской Республики:
Институт социального партнерства в России развивается достаточно быстро. Флагманами этой деятельности в России пока являются - Нижегородская, Архангельская, Самарская области, где институтами власти уже приняты Законы о благотворительной деятельности и положения о Благотворительных Советах. (Приложение 4).
В Удмуртии важно достичь осознания бизнесом, властью и обществом того, что обеспечение успеха от социального партнерства должно идти путем, основанным на этических нормах и взаимном уважении, заботе об окружающей среде, приблизиться к балансу интересов общества и бизнеса, к балансу между социальной справедливостью и прибылью компании. Региональной власти необходимо оказывать всестороннюю поддержку развитию импакт-инвестирования (установление налоговых и иных преференций для импакт-инвесторов, информационную поддержку, обеспечение режима ”зеленый свет” на всех этапах реализации импакт-проектов в кабинетах муниципальной и региональной власти).
Повестка социального партнерства в Удмуртии должна быть в центре внимания общественности, наряду с вопросами развития территорий, модернизацией и переходом на инновационное развитие. Необходимо на основе лучших практик росийских компаний в данном направлении создать цивилизованную среду для обеспечения прозрачности отношений субъектов социального партнерства, принятые бизнесом, обществом и властью. Создание такой среды в Удмуртии позволит стать лидером в этом направлении. Предпосылки для этого в республике имеются.
Развитие СОНКО и социального предпринимательства в Удмуртии.
Как следует из доклада Министерства экономики Удмуртской Республики о состоянии, проблемах и перспективах развития социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Удмуртской Республике в 2021 году со стороны СОНКО в качестве основной проблемы отмечается отсутствие помещений для ведения деятельности, отсутствие единого информационного пространства (для размещения информации о своей деятельности), отсутствие квалифицированного бухгалтерского сопровождения для составления финансовой (налоговой отчетности).
По мнению государственных муниципальных органов власти к вопросам, сдерживающим развитие негосударственного сектора в Удмуртской Республике, можно отнести:
• недостаточный уровень управленческих компетенций, кадрового состава СОНКО, особенно в
муниципальных округах (в том числе недостаточная квалификация сотрудников СОНКО в сферах юриспруденции, управления финансами, связи с общественностью, управления проектами);
• отсутствие специализированных муниципальных Ресурсных центров, которые бы осуществляли взаимодействие СОНКО и органов власти (для развития и устойчивости работы СОНКО на рынке социальных услуг необходима соответствующая инфраструктура, созданная, в том числе, на уровне муниципалитета);
• отсутствие единой базы Ресурсных центров, где бы население и СОНКО могли получать информацию (поддержку) по интересующей деятельности;
• отсутствие у СОНКО возможности использовать средства гранта для реализации социального проекта совместно с другими СОНКО;
• отсутствие «единого портала» (республиканского информационного ресурса), объединяющего
информацию о деятельности СОНКО в регионе, направленного на информационную, консультационную и методическую поддержку деятельности СОНКО (формирование и развитие публичного информационного пространства вокруг деятельности СО НКО является наиболее эффективным фундаментом решения многих социально значимых проблем территории, связанных с продвижением идей социального служения обществу, благотворительности, социальной активности граждан, ценностей помощи и поддержки нуждающимся);
• отсутствие на федеральном уровне методов и подходов для проведения (наряду с оценкой по
количественным показателям) оценки социальной эффективности проектов, реализуемых СОНКО, а также оценки деятельности СОНКО.
Для развития и устойчивости работы СОНКО на рынке социальных услуг необходима соответствующая инфраструктура, созданная, в том числе на уровне муниципалитета. Положительное влияние на развитие рынка социальных услуг окажет и популяризация федерального Реестра исполнителей общественно полезных услуг.
Основными направлениями деятельности по развитию СОНКО и социального предпринимательства в Удмуртии на данном этапе можно определить:
- создание Ассоциации социального партнерства Удмуртской Республики и его подразделений в
муниципалитетах Удмуртской Республики в целях развития системы инфраструктурной поддержки СОНКО и социальных предпринимателей, а также доступного сервиса деловых услуг в том числе:
• предоставление юридической помощи СОНКО;
• ведение бухгалтерского учета, аудит хозяйственной деятельности СОНКО;
• кадровое обеспечение СОНКО, формирование электронной биржи специалистов для СОНКО;
• маркетинговые услуги, SSM, SEO;
• услуги системного администрирования;
• услуги по управлению проектами, подготовке конкурсной, грантовой документации;
• помощь в привлечении частных инвестиций и благотворительных пожертвований;
• обучение сотрудников СОНКО управлению социальными проектами и организациями;
• иные услуги, в соответствии со спросом СОНКО.
- создание и развитие единого информационного портала Удмуртской Республики с базой данных о социальных и благотворительных проектах, реализуемых СОНКО и социальными предпринимателями на территории Удмуртской Республики, привлечения пожертвований и импакт-инвестиций, контроля над поступлением и расходованием средств в благотворительных и импакт-проектах, обеспечения принятия решений электронным голосованием;
- содействие проведению культурно-массовых мероприятий СОНКО, направленных на развитие
благотворительности в Удмуртии совместно с представителями бизнеса и власти (Благотворительные концерты, выставки, конкурсы);
- консолидация ресурсов с действующими на территории Удмуртской Республики СОНКО
профсоюзными организациями, Ассоциацией развития и поддержки местного самоуправления ”Совет муниципальных образований Удмуртской Республики”, иными общественными объединениями;
- привлечение частных и государственных средств массовой информации с целью освещения повестки социального партнерства в региональных СМИ, сайтах органов муниципальной и региональной власти, социальных сетях и других информационных ресурсах;
- формирование клубной среды, проведение дискуссий и семинаров для СОНКО, социальных
предпринимателей и представителей бизнеса на различные темы в области социального проектирования с участием представителей власти, обмен опытом с регионами России.
Возможные темы для дискуссий и семинаров:
• Перспективы развития социального партнерства в Удмуртии.
• Традиции меценатства и благотворительности в Удмуртии. История в лицах.
• Стратегии импакт-инвестирования, ESG-политика организаций, менеджмент социальной
ответственности. Факторы и Стандарты.
• Обеспечение финансовой устойчивости компании, снижение налоговых рисков за счет
формирования ESG-политики компании;
• Благотворительность как инструмент повышения финансовой устойчивости компании и развития бренда в регионе.
• Развитие института Инициативного бюджетирования в Удмуртии. Лучшие практики и проекты.
• Лучшие практики регионов для повышения гражданской и предпринимательской активности
граждан муниципального образования.
• Актуальные запросы гражданского общества в сфере благотворительности и развития территорий.
Вовлеченность бизнеса Удмуртии в социальное партнерство
К сожалению, по причине низкого внимания к корпоративной социальной ответсвенности со стороны топ менеджмента и собственников организаций и, соответственно, отсутствии в компании утвержденной социальной политики, благотворительная и социальная деятельность многих крупных и средних налогоплательщиков не заметна гражданскому обществу Удмуртии. У большинства предприятий, действующих в Удмуртии, наблюдается низкая организация социальной деятельности. На предприятиях часто не имеется ни утвержденного бюджета, ни плана социальной работы, вся социальная ответственность компании сводиться исключительно к выполнению обязательств работодателя перед работниками в рамках коллективного договора.
Благотворительная деятельность компании, реализация общественно-полезных
проектов, как правило, носит не системный, а эпизодический характер. Далеко не в каждой компании сегодня имеются в штате опытные специалисты, выполняющие социальную работу на профессиональном уровне и соответствии с требованиями времени. Часто решение задач по корпоративной социальной ответственности компании поручается профсоюзной организации или сотруднику как совмещение обязанностей с основной профессией. При этом, есть представители крупного и среднего бизнеса Удмуртии, которые выражают свою
заинтересованность в социальном партнерстве, но не видят интересных для них социальных проектов в которых хотели бы участвовать.
Кроме этого, высокая налоговая нагрузка, высокие тарифы на энергопотребление, иные сборы
существенно ограничивают круг предпринимателей способных инвестировать в социальную сферу без предоставления налоговых льгот или иных преференций как социально-ответственному бизнесу.
Законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики установлены налоговые льготы для социальных предпринимателей, а также льготы по налогу на прибыль для благотворителей, но, как показывает практика это не решает проблемы и требует совершенствования налоговой системы и тарифной политики в Удмуртской Республике.
Не редко, с целью привлечения внебюджетного финансирования, не имея на это законных оснований власть ”просит” предпринимателей оказать посильную помощь для решения социальных вопросов. Такая политика снижает доверие бизнеса к власти и не позволяет создать цивилизованную среду для социальных инвестиций.
В сложившейся ситуации важно достичь осознания бизнесом, властью и обществом того, что обеспечение успеха от социального партнерства должно идти путем, основанным на этических нормах и взаимном уважении, заботе об окружающей среде и общественных интересах. Необходимо приблизиться к балансу интересов общества и бизнеса, к балансу между социальной справедливостью и прибылью компании.
Основные направления деятельности по вовлечению бизнеса, действующего на территории Республики можно определить:
- создание Ассоциации социального партнерства Удмуртской Республики и его подразделений в
муниципалитетах Удмуртской Республики в целях развития системы инфраструктурной поддержки бизнеса, а также доступного сервиса деловых услуг в том числе:
- информационная поддержка социально-ответственных организаций и частных лиц в части реализации импакт-проектов, иной деятельности в области социального партнерства, размещение и предоставление населению необходимой информации об инфраструктуре социального партнерства Удмуртской Республики в центрах ”Мой бизнес”, МФЦ;
- создание и развитие электронного сервиса для взаимодействия участников социального партнерства Удмуртской Республики, привлечения пожертвований и импакт-инвестиций, контроля над поступлением и расходованием средств в благотворительных и импакт-проектах, обеспечения принятия решений электронным голосованием;
- формирование импакт-фондов с целью реализации масштабных проектов государственного и
муниципального частного партнерства силами групп импакт-инвесторов;
- формирование клубной среды для импакт-инвесторов, благотворителей и меценатов, проведение дискуссий и семинаров для бизнеса на различные темы в области развития социального партнерства, в том числе формирование ESG-критериев, стандартов и общих правил в области социального партнерства Удмуртской Республики с участием представителей СОНКО и власти, обмен опытом с регионами России;
- взаимодействие по вопросам развития социального партнерства в Удмуртии с предпринимательскими сообществами: Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие», Общественным собранием «Ассоциация промышленных предприятий Удмуртии», Региональным объединением работодателей «Союз Строителей Удмуртии», отделением УРРО Общественной организации "Деловая Россия”, Ассоциацией «Деловая Удмуртия», Союзом «Торгово-промышленная палата Удмуртской Республики», Удмуртским региональным отделением общественной организации ”Опора России”, АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики», профсоюзными организациями и иными предпринимательскими сообществами, действующими на территории Удмуртской Республики;
- консолидация с действующими на территории Удмуртской Республики профсоюзными организациями.
Основные направления действия региональной и местной власти
На данный период в качестве основных направлений (сформированных с привлечением органов
государственной и муниципальной власти региона) по совершенствованию мер государственной поддержки, направленной на развитие социального партнерства в Удмуртской Республике, можно определить:
• содействие созданию и развитию Ассоциации социального партнерства Удмуртской Республики и его подразделений в муниципалитетах Удмуртской Республики в целях развития системы инфраструктурной поддержки социально-ответственного бизнеса, СОНКО и социальных предпринимателей;
• содействие созданию и развитию электронного сервиса (портала) для взаимодействия участников социального партнерства Удмуртской Республики, привлечения пожертвований и импакт-инвестиций, контроля над поступлением и расходованием средств в благотворительных и импакт-проектах, обеспечения принятия решений электронным голосованием;
• содействие формированию импакт-фондов с целью реализации масштабных проектов
государственного и муниципального частного партнерства силами групп импакт-инвесторов;
• содействие формированию клубной среды для импакт-инвесторов, благотворителей и меценатов, участие в проведении дискуссий и семинаров для бизнеса на различные темы в области развития социального партнерства, в том числе формирование ESG-критериев, стандартов и общих правил в области социального партнерства Удмуртской Республики, содействие обмену опытом с регионами России;
• участие Удмуртской Республики в программе Фонда президентских грантов по софинансированию расходов на поддержку СОНКО. Разработка подходов к оценке эффективности проектов СОНКО, реализованных при поддержке Фонда;
• развитие имущественной поддержки СОНКО за счет расширения доступности СОНКО к объектам муниципальной собственности (возможно с применением механизмов муниципально-частного партнерства);
• разработка муниципальных программ поддержки СОНКО во всех муниципальных и городских округах Удмуртской Республики;
• привлечение республиканских и муниципальных СМИ, ОМСУ УР к освещению деятельности СОНКО и реализуемых ими проектов в целях повышения узнаваемости СОНКО, повышения информированности населения республики о деятельности СОНКО и предоставляемых ими услугах, вовлечения НКО в оказание социальных услуг;
• популяризация механизма поддержки СОНКО в виде включения НКО в федеральный Реестр
некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг;
• увеличение объема финансовой, информационной и иной поддержки СОНКО органами власти в соответсвии с законодательными актами Удмуртской Республики, размещение и предоставление населению необходимой информации об инфраструктуре социального партнерства Удмуртской Республики в центрах ”Мой бизнес”, МФЦ;
• проведение ежегодных конкурсов на лучший социальный проект и лучший благотворительный проект на соискание премии Главы Удмуртской Республики.
Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года № 72-РЗ О социальном партнерстве в Удмуртской Республике определяет порядок организации социального партнерства в Удмуртской Республике исключительно как правовую основу деятельности республиканской, отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и не содержит норм о социальном партнерстве в области корпоративной социальной ответственности организаций, что не соответствует требованиям времени, требует нового подхода к управлению предприятием в современных условиях.
В качестве основных направлений в области совершенствования законодательства Удмуртской
Республики с целью развития социального партнерства в Удмуртской Республике, можно определить:
- Дополнить Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года № 72-РЗ ”О социальном партнерстве в Удмуртской Республике” нормами о социальном партнерстве в области корпоративной социальной ответственности организаций в том числе:
• нормой об определении понятия ”Социальное партнерство в области корпоративной социальной ответственности организации”;
• нормой об определении критериев для оценки степени социальной ответственности организации;
• нормой об определении критериев для наделения организации статусом ”Социально-ответственная организация Удмуртской Республики” (далее СОО УР).
• нормой об определении критериев (наряду с оценкой по количественным показателям) оценки
социальной эффективности проектов, реализуемых СОНКО, а также оценки деятельности СОНКО.
• нормой об определении критериев для наделения проекта статусом ”Приоритетный социальный проект”.
- определить нормативно-правовыми актами законодательства Удмуртской Республики критерии оценки качества жизни граждан Удмуртской Республики;
- принять закон ”О благотворительной деятельности в Удмуртской Республике” (Приложение 3)
- принять Положение «О Благотворительном Совете Удмуртской республики» (Приложение 1)
- внести изменения в Закон Удмуртской Республики «О государственных наградах Удмуртской
Республики и почётных званиях Удмуртской Республики», дополнить его нормами в соответствии с законом «О благотворительной деятельности в Удмуртской Республике».
- внести изменения в Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года № 26-рз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2005 г. № 126 «Об утверждении положения о конкурсе инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций», где предусмотреть для лиц, имеющих статус «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике»:
• в силу абз. 4 п. 1 ст. 284 Налогового Кодекса РФ уменьшение ставки налога на прибыль до 13,5%;
• предоставление льготы по налогу на имущество в виде снижения налоговой ставки в размере 0.25% от действующей ставки;
• предоставление льготы по налогу на имущество в виде снижения налогооблагаемой базы в размере стоимости имущества, составляющего целевой капитал в соответствии с Федеральным Законом N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
• внести в Закон Удмуртской Республики от 22.10.2010 № 55-РЗ (в ред. Закона УР от 29.06.2011 № 27-РЗ) Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при применении упрощенной системы налогообложения» изменения о предоставлении льгот лицам, имеющими статус «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике» в размере 0%;
• принять нормативно-правовым актом законодательства Удмуртской Республики установление
налоговой ставки налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы и имеющими статус «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике» в размере 0%;
• принять Распоряжением Правительства УР норму о предоставлении участником торгов информации о наличии у участника торгов статуса «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике» при формировании конкурсной документации государственных закупок организатору торгов. При подведении итогов конкурсов государственных закупок учитывать и начислять дополнительные баллы за наличие у участника торгов статуса «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике».
• оказать содействие в применении кредитными организациями пониженных ставок и льготных условий кредитования организациям, имеющим статус «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике».
• региональной и местной власти формировать ежегодные рейтинги деятельности СОНКО, организаций, имеющих статус Социально-ответственная организация Удмуртской Республики по установленным в законодательных актах критериям. Публиковать рейтинг на официальных сайтах муниципальных образований, Главы и Правительства Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, официальных СМИ.
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН (проект)
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
КОНЦЕПЦИЯ
создания и деятельности Ассоциации социального партнерства
Удмуртской Республики
1. Основные положения
1.1. Ассоциация социального партнерства Удмуртской Республики (далее – Ассоциация) создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ и уставом Ассоциации.
1.2. Ассоциация создается в целях развития и укрепления социального партнерства в Удмуртской Республике, привлечения социальных инвестиций, содействия членам Ассоциации в реализации импакт-проектов и координации взаимодействия между заинтересованными лицами.
1.3. С целью реализации настоящей концепции в качестве импакт-проектов признаются проекты, реализуемые на территории Удмуртской Республики в области инициативного бюджетирования в соответствии со ст.26.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ, государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, иные проекты, направленные на достижение полезного социального эффекта, утвержденные Советом Ассоциации.
1.4. В целях реализации настоящей концепции используются термины и определения:
1.5. Ассоциация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, уставом и внутренними нормативными актами Ассоциации, в том числе:
1.6. Ассоциация вправе создавать свои территориальные отделения в форме обособленных подразделений в муниципальных районах и городских округах на территории Удмуртской Республики.
2. Функции Ассоциации.
2.1. Основной функцией Ассоциации является - создание и развитие цивилизованной среды для взаимодействия участников социального партнерства в Удмуртской Республике, формирование идеологии разумного потребления, ответственного отношения к природе, повышения качества жизни, материального и духовного благосостояния граждан,
в том числе:
3. Членство в Ассоциации.
3.1. Членами Ассоциации могут быть граждане и юридические лица, в том числе иностранные, разделяющие цели Ассоциации, признающие его устав и уплатившие вступительный взнос.
3.2. Членство в Ассоциации основано на следующих принципах:
3.3. В Ассоциации предусмотрены два вида членства:
3.4. Размер членского взноса и форма отношений в Ассоциации определяется исходя из категории членства, к которой относится соответствующий член Ассоциации. Каждый член Ассоциации относится к одной из следующих категорий членства:
Органами управления Ассоциации могут устанавливаться иные категории членства.
3.5. Члены Ассоциации имеют право:
3.6. Члены Ассоциации обязаны:
4. Органы управления Ассоциацией.
4.1. Органами управления Ассоциацией являются: Общее собрание членов Ассоциации, Правление Ассоциации, Председатель Правления Ассоциации, Исполнительный директор Ассоциации, ревизионная комиссия (ревизор).
4.2. К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов:
4.3. Правление Ассоциации является исполнительным, коллегиальным органом Ассоциации. Члены Правления и Председатель Правления Ассоциации избираются Общим собранием членов Ассоциации из числа членов Ассоциации. Члены Правления и Председатель Правления Ассоциации осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
Правление осуществляет текущее руководство деятельностью Ассоциации и подотчетно Общему собранию Ассоциации. К компетенции Правления Ассоциации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Общего собрания членов Ассоциации, в том числе:
4.4. Председатель Правления Ассоциации избирается из числа членов Ассоциации, действует без доверенности от имени Ассоциации, в том числе:
4.5. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Ассоциации:
5. Имущество Ассоциации.
5.1. Ассоциация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Ассоциация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Росси Федерации. Федеральным законом могут быть установлены право Ассоциации формировать в составе имущества целевой капитал.
5.2. Источниками формирования имущества Ассоциации в денежной и иных формах являются:
5.3. Порядок внесения вступительных, членских и целевых взносов членами Ассоциации устанавливается общим собранием Ассоциации.
5.4. Полученная Ассоциацией прибыль не подлежит распределению между членами Ассоциации.
5.5. За счет целевых взносов членов и полученной прибыли Ассоциация вправе создать фонды:капитальных вложений; оплаты труда; представительский, резервный и другие фонды - по решению общего собрания членов Ассоциации.
Состав, назначение, размеры и порядок образования и направления расходования соответствующих фондов определяются решением общего собрания членов Ассоциации.
ПОЛОЖЕНИЕ (проект)
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Основные положения.
1. Благотворительный совет Удмуртской Республики (далее – Совет) является постоянно действующим общественным совещательным и консультативным органом, осуществляет функции Проектного комитета при реализации благотворительных проектов. Совет создан в целях определения приоритетных благотворительных проектов, осуществления взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления с участниками благотворительной деятельности и социального партнерства.
Благотворительный совет принимает решения рекомендательного характера.
2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики, а также настоящим Положением.
3. Основными функциями Совета являются:
1) организация взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Удмуртской Республики и участников благотворительной деятельности, консолидация усилий всех участников социального партнерства;
2) популяризация и пропаганда благотворительной деятельности, формирование позитивного общественного мнения о деятельности благотворителей, участие в организации проведения благотворительных культурных мероприятий, аукционов;
3) анализ благотворительной деятельности в Удмуртской Республике, содействие в проведении исследований, формирование приоритетных направления развития благотворительности, меценатства, корпоративной и социальной ответственности на основе актуальных запросов гражданского общества;
4) содействие в организации системы выявления и учета лиц, нуждающихся в благотворительных пожертвованиях, помощи добровольцев, иной поддержке, и предоставлении информации о них заинтересованным лицам;
5) организация оказания методической, информационной и правовой поддержки участникам благотворительной деятельности;
6) оценка социальной активности участников благотворительной деятельности, подготовка предложений Главе Удмуртской Республики, органам государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики о поощрении граждан и юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность.
7) участие в деятельности по разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Удмуртской Республики, направленных на развитие благотворительной деятельности;
8) определение приоритетных благотворительных проектов на территории Удмуртской Республики.
II. Состав и порядок формирования Совета.
4. Совет состоит из двух сопредседателей Совета от Государственного Совета Удмуртской Республики и от Правительства Удмуртской Республики и 17 членов Совета. В состав Совета включаются:
1) три депутата от Государственного Совета Удмуртской Республики (далее - Государственный Совет). Кандидатуры представляются Председателем Государственного Совета, в том числе по ходатайству депутатов Государственного Совета;
2) три кандидатуры от органов исполнительной власти Удмуртской Республики.
Кандидатуры представляются Главой Удмуртской Республики;
3) три кандидатуры от органов местного самоуправления.
Кандидатуры вносятся комитетом Государственного Совета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления по предложению Совета муниципальных образований Удмуртской Республики;
4) четыре кандидатуры от благотворительных организаций.
Кандидатуры вносятся комитетом Государственного Совета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества по предложению Совета в действующем составе;
5) пять кандидатур от организаций и общественных объединений, участвующих в благотворительной деятельности, за исключением организаций, указанных в подпункте 4 настоящего пункта.
Кандидатуры вносятся комитетом Государственного Совета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства по предложению Союза «Удмуртская торгово-промышленная палата»;
6) одна кандидатура от Общественной палаты Удмуртской Республики.
Кандидатура вносится комитетом Государственного Совета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества по предложению Общественной палаты Удмуртской Республики.
5. Персональный состав Совета утверждается постановлением Государственного Совета.
Кандидатура сопредседателя Совета от Правительства Удмуртской Республики вносится Главой Удмуртской Республики из числа представителей органов исполнительной власти Удмуртской Республики в составе Совета.
Кандидатура сопредседателя Совета от Государственного Совета вносится Председателем Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета в составе Совета.
6. Совет формируется сроком на три года.
Срок полномочий Совета прекращается со дня проведения заседания Совета в новом составе.
7. Член Совета может выйти из состава Совета по личному заявлению.
Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета принимается Государственным Советом.
В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета кандидатура нового члена Совета вносится тем же субъектом права внесения предложений по составу Совета в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Положения.
III. Полномочия Совета.
8. К полномочиям Совета относятся:
1) участие в разработке нормативных правовых актов Удмуртской Республики, направленных на поддержку и развитие благотворительной деятельности; представление предложений по разработке и реализации государственных программ в сфере благотворительной деятельности;
2) утверждение порядка формирования перечня граждан и организаций, в наибольшей степени нуждающихся в оказании благотворительной помощи;
3) заслушивание информации представителей органов государственной власти Удмуртской Республики, должностных лиц федеральных органов государственной власти, действующих на территории Удмуртской Республики, других государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам благотворительной деятельности;
4) создание из числа членов Совета и привлекаемых специалистов в соответствующих областях деятельности рабочих групп, комиссий для оперативной и качественной подготовки выносимых на рассмотрение Совета материалов;
5) выдвижение кандидатов на награждение Почетным дипломом "Благотворителю" и медалью "Благотворитель Удмуртской Республики" первой, второй и третьей степени (золотой, серебряной и бронзовой) в соответствии с Положением о Почетном дипломе "Благотворителю" и медали "Благотворитель земли Удмуртской", утвержденным постановлением Государственного Совета;
51) награждение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, некоммерческих организаций, юридических лиц Благодарностью Благотворительного совета Удмуртской Республики;
52) утверждение порядка награждения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, некоммерческих организаций, юридических лиц Благодарностью Благотворительного совета Удмуртской Республики;
53) присвоение и лишение коммерческой организации, осуществляющей благотворительную деятельность на территории Удмуртской Республики, статуса «Социально-ответственная организация в Удмуртской Республике» (СОО);
6) проведение мероприятий с участием органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и участников благотворительной деятельности, в соответствии с основными задачами Совета;
7) оказание участникам благотворительной деятельности информационного, консультационного, организационного содействия в проведении конференций, семинаров, "круглых столов", симпозиумов, форумов и иных мероприятий, направленных на развитие благотворительной деятельности;
71) организация и проведение конкурсов, фестивалей в порядке, утвержденном Советом;
8) оказание участникам благотворительной деятельности содействия в распространении информации о благотворительной деятельности, формирование позитивного общественного мнения о благотворительной деятельности; взаимодействие со средствами массовой информации;
9) оказание консультационного содействия при создании благотворительных организаций, некоммерческих организаций, планирующих осуществлять благотворительную деятельность;
10) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
11). Члены Благотворительного совета вправе инициировать ходатайство о награждении Почетным дипломом "Благотворителю", медалью "Благотворитель Удмуртии" первой, второй и третьей степени (золотая, серебряная и бронзовая) и Благодарственным письмом Благотворительного совета Удмуртской Республики.
IV. Порядок работы и организации деятельности Совета.
9. Совет осуществляет свою деятельность на основе планов работы Совета на полугодие.
Планы работы Совета формируются с учетом предложений членов Совета, рассматриваются на заседании Совета и подписываются его сопредседателями. Планы работы Совета должны содержать перечень мероприятий, сроки их проведения, список членов Совета, ответственных за их подготовку.
91. Совет на своих заседаниях рассматривает и утверждает отчеты о работе за каждое полугодие. На последнем заседании Совет рассматривает и утверждает отчет о работе за весь период полномочий Совета.
Отчеты о работе Совета размещаются на официальном сайте Государственного Совета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Благотворительный совет Удмуртской Республики".
10. Совет вправе принимать на своих заседаниях документы в форме решений, рекомендаций, а также утверждать положения, регулирующие отдельные виды своей деятельности, в том числе положения о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых Советом с целью выполнения своих основных задач.
Решение или рекомендации, принятые на заседании Совета, подписываются сопредседателем - председательствующим на заседании. Положения, утвержденные Советом, подписываются сопредседателями.
11. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания Совета ведут сопредседатели Совета поочередно либо по договоренности.
Местом проведения заседаний Совета является зал проведения официальных мероприятий (конференц-зал) в здании Государственного Совета. По предложению членов Совета заседание Совета может быть проведено в ином месте (выездное заседание).
12. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. В случае явки на заседание Совета менее половины его состава вопросы повестки дня заседания Совета могут быть рассмотрены группой присутствующих членов Совета либо рассмотрение вопросов переносится на следующее заседание Совета.
13. Повестка дня заседания Совета формируется сопредседателями Совета, как правило, за десять рабочих дней до дня заседания. По инициативе членов Совета в повестку дня заседания Совета могут быть включены дополнительные вопросы.
14. Сопредседатель Совета вправе пригласить на заседание Совета представителей органов государственной власти Удмуртской Республики, должностных лиц федеральных органов государственной власти, действующих на территории Удмуртской Республики, других государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций для сообщений и ответов на вопросы в рамках повестки дня заседания Совета.
15. О заседании Совета и перечне выносимых на рассмотрение вопросов члены Совета, приглашенные лица уведомляются не позднее чем за пять рабочих дней путем направления им повестки дня заседания Совета по электронной почте.
16. Материалы к заседанию Совета направляются членам Совета и иным участникам заседания Совета по электронной почте не позднее чем за три рабочих дня до его проведения.
17. Совет принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Совета.
Решения Совета носят рекомендательный характер, за исключением решений, принимаемых в соответствии с подпунктом 53 пункта 8 настоящего Положения. Особое мнение члена Совета направляется в Совет в письменном виде и прикладывается к решению Совета.
Члены Совета не могут принимать участие в голосовании, если они являются представителями организаций, претендующих на оказание благотворительной помощи.
18. На заседании Совета ведется протокол.
В протоколе должны быть отражены перечень рассмотренных на заседании вопросов, информация по рассмотренным вопросам и принятые по ним решения.
Протокол оформляется в течение трех рабочих дней после проведения заседания Совета, подписывается сопредседателем Совета - председательствующим на заседании и в течение двух рабочих дней со дня подписания направляется всем членам Совета по электронной почте.
19. Аппарат комитета Государственного Совета по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества осуществляет организационное обеспечение деятельности Совета, в том числе готовит проекты планов работы Совета, отчеты о работе Совета, формирует проекты повесток дня заседаний Совета, проекты решений Совета, организует ведение протоколов заседаний Совета.
Правовое, информационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляется аппаратом Государственного Совета за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование Государственного Совета.